В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Учебные классы оснащены компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.
Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.
Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.
На сегодняшний день сформулировано три базовых принципа, которые должна обеспечивать информационная безопасность:
целостность данных — защита от сбоев, ведущих к потере информации, а также зашита от неавторизованного создания или уничтожения данных;
конфиденциальность информации;
доступность информации для всех авторизованных пользователей.
Информационная безопасность
Детские безопасные сайты
- Федеральный портал «Российское образование»
- Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- Детский сайт Президента России
- Детский проект Минприроды России «Капа»
- Портал Минкультуры России «Культура.рф»
- Портал Минспорта России «ГТО»
- Сайт международного квеста «Сетевичок»
- Сайт Росмолодежи
- Портал «Персональные данные.дети»
Родителям
-
Какие же опасности ждут детей в сети Интернет?
- выманивание паролей, чтобы получить доступ к персональной информации
- вредоносный код
- мошенничество
- зависимость
-
Советы по безопасности в этом возрасте
- соблюдайте время нахождения ребенка в сети
- компьютер должен быть под присмотром родителей
- научите детей не загружать файлы без вашего согласия
- приучите ребенка сообщать вам о тревогах или угрозах, связанных с интернетом
- используйте средства блокирования нежелательного контента
Педагогам
1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.
2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.
3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.
4. Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.
5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.
6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.
7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.
8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.
9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.
10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.
11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.
Методические и справочные материалы
Информационная безопасность 2–11 классы (автор М. С. Цветкова)
Методическое пособие представляет примерную программу по учебным курсам информационной безопасности, разработанным на основе учебных пособий в серии «Информационная безопасность» для 2–4, 5–6, 7–9 и 10–11 классов.
Предварительные материалы для проведения уроков безопасного интернета в школах. Материалы подготовлены на основе опыта реальных уроков и учитывают рекомендации педагогов.
Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений
Интернет-ресурсы для педагогических работников
Методические и справочные материалы
Материалы к урокам безопасного интернета
Дополнительные методические материалы